Банальная халатность или кто управляет Минсельхозом Ульяновской области?
Начало августа — важное время для аграрного сектора Ульяновской области. Регион готовится отчитаться перед Федеральным министерством о поддержке сельского хозяйства и успехах местных фермеров. Но взгляд на реальное положение дел вызывает недоумение. Вместо предполагаемой помощи аграриям в этом году министерство столкнулось с серьезными проблемами, которые грозят срывом всей работы.
Что происходит с поддержкой аграриев?
За прошедшие годы система предоставления субсидий и грантов фермерским хозяйствам была проверенным инструментом поддержки. Даже небольшие суммы в сотни тысяч рублей играли важную роль для сельхозпроизводителей, особенно для тех, кто занимается производством местных продуктов питания в сельской местности и других ключевых продуктов для региона. Однако 2025 год ознаменовался крахом устоявшейся системы.
Критерии и положения, необходимые для распределения субсидий и грантов, до сих пор не разработаны — несмотря на то, что год уже перевалил за свою середину. Отсутствие четкого регламента делает невозможным выдачу финансовой помощи малым фермерам, кооперативам и другим участникам местного сельхозрынка, что фактически ставит их в сложное положение.
Аграрии против чиновников: судебные тяжбы
Ситуация достигла апогея, когда экофермер Алексей Якушев обратился в суд, подав иск против Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области после отказа в получении субсидий. На судебных заседаниях вскрылись удивительные детали: нормативные документы, связанные с отбором получателей субсидий, содержат признаки возможной коррупции. Данные документы разрабатывались именно сотрудниками Минагро УО.
В судебный процесс в настоящие время подключились прокуратура и Федеральная антимонопольная служба. Однако, несмотря на внимание правоохранительных и надзорных органов, министерство до сих пор не предприняло активных мер для исправления ситуации. Вопрос остается открытым: это банальная халатность или же управленческие решения министра зависят от сторонних сил?
Несвойственные задачи
На фоне очевидного кризиса в работе с аграриями министерство вдруг берет на себя несвойственную функцию — управление строительством. До 1 июля 2025 года в рабочем поселке Старая Майна должна быть построена школа. За реализацию федерального проекта отвечает всё то же Министерство агропромышленного комплекса, хотя заказчиком выступает администрация района.
Этот факт вызывает резонные вопросы. Почему ведомство, призванное развивать сельское хозяйство, занимается строительством школ? Еще более подозрительно выглядит тот факт, что министр родом из Старомайнского района, что вполне может заинтересовать следственные органы на предмет возможной коррупции. На данный момент школа не построена, а регион по-прежнему демонстрирует провалы в реализации национальных проектов.
Тревожное затишье и уход министра в отпуск
В самый разгар сельскохозяйственного сезона министр неожиданно берет отпуск, оставив аграриев фактически без поддержки. На фоне нарастающих проблем отсутствие руководителя только усугубляет ситуацию. Министерство словно устранилось от своей основной функции — взаимодействия с сельхозпроизводителями.
Текущая ситуация требует незамедлительного внимания со стороны надзорных органов и губернатора Ульяновской области. Необходимо восстановить порядок в Министерстве агропромышленного комплекса и обеспечить полноценное функционирование системы выдачи субсидий. Особое внимание стоит уделить поддержке малых фермерских хозяйств, кооператоров и других участников аграрного сектора, которые особенно остро нуждаются в помощи.
А кто именно в Министерстве агропромышленного комплекса готовит документы о порядке получения различных субсидий и грантов для фермеров и сельхозпроизводителей? Не пора ли администрации губернатора провести антикоррупционную комиссию для проверки этих лиц?
Мы продолжим следить за развитием этой истории. Главный вопрос — кто действительно управляет Министерством агропромышленного комплекса Ульяновской области, и какие силы стоят за происходящим? Очевидно, что нынешний министр не вполне справляется с ролью лидера аграрного сектора региона и эффективного управленца. Стоит разобраться, какие мотивы и интересы скрываются за лицами, принимающими ключевые решения.
Своё мнение о текущей ситуации в работе Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области выразил ульяновский экофермер, производитель подсолнечного масла Алексей Якушев.
Нежелание поддерживать малых фермеров
«На мой взгляд, сложившаяся ситуация – это результат целенаправленного нежелания оказывать поддержку малым фермерским хозяйствам. И дело не только в малых, даже средние хозяйства сталкиваются с серьезными препятствиями. Например, в 2025 году некоторые хозяйства, имеющие 3–5 тысяч гектаров пахотных земель, уже не стали подавать заявки на субсидии. Люди откровенно говорят: 'Зачем подавать, если нам всё равно откажут под любым предлогом?' Так работает Министерство агропромышленного комплекса Ульяновской области. В то же время крупные хозяйства, чьи владельцы приближены к руководству министерства агропромышленного комплекса, получают поддержку практически без проблем.
Такой подход, на мой взгляд, недопустим. Нельзя создавать условия, при которых избранные получают всё, а остальные остаются ни с чем. Это приводит к недобросовестной конкуренции и к усилению крупных игроков и хозяйств приближенных к руководству Минагро за счёт ослабления малых фермерских хозяйств. А это, в свою очередь, имеет разрушительные последствия для экономики сельских территорий. И ведет к разорению и обеднению небольших фермерских хозяйств региона».
Влияние на сельскую местность
«Разорение малых фермерских хозяйств влекёт за собой серьезные последствия для сельских территорий. Крупные хозяйства, как правило, работают бригадным методом, а это означает, что значительная часть людей остаётся без работы. В отличие от них, малые хозяйства нанимают работников из местных деревень, что способствует экономическому развитию этих территорий, поднимают уровень рождаемости на селе. Когда мелкие хозяйства фактически вытесняются, в сельской местности снижается уровень жизни, а вместе с этим падает рождаемость. Люди уезжают из деревень в города, и мы сталкиваемся с постепенным вымиранием коренного населения в Ульяновской области».
Борьба за равные права
«Сейчас я нахожусь в судебном процессе с Министерством агропромышленного комплекса Ульяновской области. Я защищаю не только своё фермерское хозяйство, но и право всех фермеров на получение государственной помощи. Она должна быть доступной для всех, а не только для тех, кто имеет связи в министерстве. Поддержка фермеров должна быть прозрачной и равноправной. Министерство должно не создавать препятствия, а помогать малым хозяйствам получать субсидии. Это позволит увеличить их количество, а вместе с этим – число рабочих мест, уровень рождаемости в сельских территориях и остановить вымирание региона.
На мой взгляд, без серьёзной реформы министерства обойтись невозможно. Необходимо сменить министра и его первого заместителя по финансам, так как именно эти люди допустили сложившуюся ситуацию. В министерстве есть компетентные специалисты, готовые взять на себя ответственность за преобразования. Им важно предоставить возможность проявить себя».
Проблема коэффициентов и коррупционных схем
«Ситуация резко ухудшилась именно с приходом действующего министра. Дело в том, что правительство РФ позволило региональным министерствам вводить коэффициенты в распределении субсидий. Например, если крупное хозяйство страхует свои поля, оно получает право на субсидии в полтора раза больше. Это приводит к тому, что приближенные к руководству министерства хозяйства получают многократные преимущества. Но деньги на субсидии не бесконечны. Чтобы выделить средства крупным игрокам, их приходится изымать у остальных фермеров.
Кроме того, проблемой является невозможность исправления ошибок в заявках на субсидии. Министерство находит ошибки, но при этом не предоставляет фермерам возможность их устранить, что лишает многих права на помощь. Также стоит упомянуть коррупционную составляющую, когда субсидии распределяются по принципу 'кто успел, тот и получил'. Приближенные к министерству заранее знают о сроках подачи документов, тогда как остальные фермеры оказываются в невыгодном положении.
Все эти схемы и правила нужно пересмотреть. Система должна быть справедливой: если средств не хватает, их можно распределить пропорционально, с уменьшением коэффициентов. Это вполне реалистично, но действующее руководство министерства, вероятно, не готово добровольно отказаться от управления миллиардами рублей, проходящих через их руки».
Предложения по реформам
«Решение проблем должно быть комплексным и включать взаимодействие с правоохранительными органами для предотвращения коррупционных практик. Важно заново пересмотреть постановления правительства, исключив коррупционные лазейки и непрозрачные коэффициенты. Нового министра можно найти среди специалистов, ранее работавших в министерстве, но уволенных за альтернативное мнение или по собственному желанию. Таких людей я знаю немало – они покинули ведомство, не желая мириться с происходящим».
Важно отметить
«Часть средств, которые выделяются фермерским хозяйствам для поддержки, по сути, являются возвратом тех денег, которые были изъяты с помощью экспортной пошлины на зерно. Не возвращать эти средства – несправедливо, ведь они принадлежат самим фермерам. Чтобы сдержать цены на зерно, государство искусственно снизило стоимость пшеницы, используя механизм экспортных пошлин. Однако эти средства, изъятые в качестве пошлины, должны были быть возвращены фермерам в виде субсидий на продажу зерна.
К сожалению, на практике приближенные к министерству агропромышленные организации и крупные хозяйства получили компенсацию в увеличенном размере, в некоторых случаях даже в два раза больше, чем им причитается, в то время как другие вовсе не получили никакой компенсации. Такая ситуация очевидно нарушает принцип справедливого распределения средств, снижая доверие малых хозяйств и фермеров к системе субсидирования. Чтобы восстановить справедливость, необходимо пересмотреть механизм распределения компенсаций, обеспечив равное соотношение поддержки для всех фермеров на территории Ульяновской области».
Выраженная Алексеем Якушевым позиция поднимает острые вопросы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Ульяновской области. Борьба за равные права фермеров, прозрачность распределения субсидий и реформирование министерства – ключевые шаги в обеспечении устойчивого развития региона. Эти задачи требуют решительных мер и активного участия всех заинтересованных сторон. И начать нужно с увольнения Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и руководителя финансового блока данного ведомства в лице первого заместителя министра.
Продолжение следует......
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Комментарии