Большой ФАС следит за тобой?
Ужесточение закона о рекламе, несомненно задуманное как благо, приводит к абсурдным обвинениям и, не побоимся этого слова, закошмариванию СМИ. И наша редакция тому – ярчайший пример.
Реклама – двигатель торговли, без нее приходится трудно и предприятиям, и потребителям. Но не всё то реклама, что «блестит», вернее, что говорит о достоинствах. Или что считают рекламой законотворцы. Ведь по их мнению с недавних пор всё, указывающее на достоинства товара, услуги или компании, нужно промаркировать. И неважно, был ли договор о рекламе, платил ли кто-то за это деньги…
Задача СМИ – рассказывать, информировать, просвещать. Но как, скажите на милость, писать о важных и полезных для людей вещах, когда в каждой второй статье острое око антимонопольного управления видит какой-то подвох? Как писать о том, что волнует читателей – где и как сэкономить, к кому обратиться за советом, когда выгодно что-то покупать, если надзор всё это считает рекламой и требует сделать соответствующую пометку, а заодно – отчитаться в полученных деньгах. А если этих денег нет? Если сообщение действительно было важным и полезным? Если никакого договора ни с кем не было, была лишь цель – сделать благо людям?
Взять хоть статью о ошибочно мобилизованном ульяновце, за которую ФАС грозит редакции карой небесной, а заодно и вполне материальной. Проблема была насущной, волновала многих, и многим бы пригодилось знание – кто, какая фирма берется отстаивать права граждан в таких нелегких ситуациях? Кто работает на результат, к кому можно обратиться? Но нет, уважаемые читатели, УФАС считает, что знать такое вам не положено! Вот похвалили мы юридическую фирму, указали ссылки для удобства интернет-пользователей, чтобы они могли в это непростое время быстро сориентироваться и побороться за себя или близких… А денег за это с фирмы не взяли. Нельзя так делать, говорит нам закон. Нельзя бесплатно писать про успехи в защите прав людей, нельзя создавать удобство интернет-пользователям.
Или другой пример: сделали репост хорошей для ульяновцев новости: в аквапарке скидки, можно выгодно сходить развлечься, а сэкономленные деньги потратить еще на что-то. Полезная для читателей информация?
Еще как полезная! Но и тут попали мы впросак: нельзя брать и копировать такие сообщения. Нужно, видимо, было сочинить целую оду, да так, чтобы никто не понял, где, что и почём. Или еще лучше: наверное, надо было прийти в аквапарк и потребовать денег за свой благородный порыв. Нечего бесплатно людям о выгоде рассказывать, обойдутся.
В ту же копилку – информирование о спортивных соревнованиях, концертах, фестивалях и прочих развлечений. Бесплатно писать запрещено. Наш народ знать о таких вещах не должен, принципиально. А если кто удумает всё же рассказать людям – того задавят штрафами да судами.
Закон о маркировке рекламы – новый, действующий только с сентября. И на его отладку, шлифовку, доработку – называйте, как хотите – времени было мало. Эксперты прикидывали – до весны должны всё урегулировать, объяснить. А по факту имеем то, что имеем: сырой документ, толком не разъясняющий, но запрещающий, карающий. Грань между рекламой и не-рекламой тонка настолько, что почти не видна.
Специалисты, разбираясь в вопросе, приводили весьма показательный и понятный пример: если кто-то похвалит кофе из какой-то определенной кофейни, будет ли это рекламой? Если в хвалебном отзыве будет еще и девиз – или слоган, или что-то еще – то отзыв с большой долей вероятности признают рекламой. А если владелец кофейни ни сном, ни духом об этом? Кто тут «виновен»? Вроде бы реклама есть, а вроде бы – и не ваша ответственность.
Несмотря на все несостыковки, УФАС принялся отрабатывать новый закон, и отрабатывать на нашей редакции. Очевидно, что «обкатать» это на ком-то нужно.
Не учтено в законе многое: депутаты, по всей видимости, не особо вдавались в подробности работы СМИ, не прорабатывали детали реализации. И оттого теперь почти всё, что пишется в медиа, попадает под закон о рекламе – те же авторские статьи или пресловутые отзывы.
Восстановить справедливость – в силах всё тех же деп
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Комментарии