30 лет антимонопольному регулированию в России
06:28
02 сен 2020 5370

ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. 

История создания антимонопольного органа

14 июля 1990 года был создан первый в современной России антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).

В 1997 году ГКАП России преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России).

22 сентября 1998 года, ГАК РФ преобразован путем упразднения нескольких комитетов и служб в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В 2004 году была создана Федеральная антимонопольная служба России с функциями контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе.

ФАС России трансформировалась (эволюционировалась) и стала уполномоченным федеральным органом, которая также осуществляет регулирование за тарифообразованием, рекламой, осуществляет контроль в сфере закупок и гособоронзаказом.

Эффективность Федеральной антимонопольной службы России
За 30 лет деятельности антимонопольного органа в России, ФАС России обеспечил условия для развития конкуренции в стране и это главный итог ее работы.

Эффективность Федеральной антимонопольной службы России по конкретным результатам:

Принят базовый (материнский) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по которому ФАС России осуществляет свою деятельность, а также приняты ряд важнейших федеральных законов, например, об отмене роуминга, совершенствовании Закона о контрактной системе закупок (44-ФЗ), о закупке товаров работ и услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), о гособоронзаказе (275-ФЗ), о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках, об антимонопольном комплаенсе.

В Правительство России внесены пятый «цифровой» антимонопольный пакет, законопроект о реформировании правового регулирования естественных монополий, законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов).

Принят национальный План развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также Правительством России утвержден Стандарт развития конкуренции в регионах, которыи́ внедрен во всех субъектах России.

Возбуждены антимонопольные дела в отношении Google, Microsoft Corporation, Apple. Разоблачены картельные сговоры в сфере школьного питания, дорожного хозяйства, поставок вещевого имущества силовикам.

Основная угроза, тормозящая экономику страны, ее развитие являются картели, которые выявляются с огромным трудом, благодаря профессионализму и добросовестному отношению к работе сотрудников Управления по борьбе с картелями. Однако задумаемся для себя, достаточно ли у антимонопольного органа полномочий по выявлению картелей, которые являются латентными (скрытыми).

Рассмотрим арсенал процессуальных полномочий сотрудников Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: запросы, выемка, осмотр, доступ к помещениям, получение объяснений.

Как видим, инструментарий не предполагает в полной мере эффективно выявлять антимонопольные нарушения, связанные с картелями. Ни цифровой «кот», ни получение по запросам сведений, не могут заменить полноценного расследования с использованием, в частности, таких инструментов как прослушивание телефонных переговоров или проведение обысков.

Антимонопольным органам зарубежных стран, таких как Германии, Франции, США, предоставлены оперативно-розыскные мероприятия и расследование преступлений, у ФАС России этот арсенал отсутствует.

Например, в 2009 году Федеральное ведомство по картелям Германии провело одновременно 19 обысков в офисах производителей колбасных изделий, руководители которых подозревались в ценовом сговоре на свою продукцию, оперативно собрав доказательства нарушения антимонопольного законодательства.

Более того, необходимо дополнить ФАС России полномочиями в сфере противодействия коррупции, которое будет осуществляться антимонопольным органом, например, при проверке обоснованности и законности закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не только с точки зрения соответствия антимонопольного и закупочного законодательства, но законодательства о противодействии коррупции, предоставляя право проверять аффилированность закупки.

На мой взгляд, как профессионального юриста, для развития конкуренции, в том числе и пресечения картелей, необходимо:

Предоставление новых прогрессивных полномочий для Федеральной антимонопольной службы: осуществление оперативно — розыскной деятельности и производство дознания по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также проверки закупок с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на соответствие законодательства о противодействия коррупции.
Разработка Конкурентного кодекса Российской Федерации.
Только с таким арсеналом процессуальных инструментов и совершенствованием законодательства может произойти прорыв в области пресечения картелей и другой недобросовестной конкуренции.

В настоящее время ФАС России перешла на рассмотрение дел в том числе в формате видеоконференций, что заметно экономит время и делает такого рода мероприятия удобными как для участников так и контрольного органа.

В период пандемии действия антимонопольного органа были успешно направлены на сдерживание цен на товарных рынках.

Положительно развивается институт внутриапелляционного рассмотрения ФАС России антимонопольных жалоб на решения и предписания своих региональных управлений. Совершенствуется нормативно-правовая база, направленная на развитие конкуренции в стране.

Федеральная антимонопольная служба России осуществляет работу по подготовке важнейшего для страны нормативного правового акта – Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.

В целом, мы видим развитие антимонопольного органа, его потенциал, значимость, полезность и усиление роли в развитии конкуренции.

автор Рамис Гибатдинов

D9A3j6nXsAAJTBe.jpg_large.jpg

Теги: Коррупция

Комментарии

Написать
Центр
Экология
О необходимости сохранения зеленой зоны вокруг регионального памятника природы (ООПТ "Маришкин родник")

В связи с изменившимся законодательством, касающимся регулирования вопросов особо охраняемых природных территорий, мы обращаемся к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области с предложением рассмотреть возможность формирования буферной зоны вокруг регионального памятника природы «Маришкин родник».

15:52
20 янв подробнее
Экология
Очередное экологическое преступление намечается в городе Ульяновске?

В ближайшее время может быть принято решение о полной засыпке озера в деревне Протопоповка Ленинского района. Да, это озеро малоизвестно многим, но оно официально зарегистрировано как водный объект в реестре водных объектов Российской Федерации.

10:33
20 янв подробнее
Эксклюзив
Фабрикация дела? Обвинение экс-директора МУП «УльГЭС» вызывает сомнения

И снова в центре событий – уголовное дело в отношении Муртазали Гитинасулова. Бывший директор обвиняется в превышении должностных полномочий, и один из пунктов обвинения связан с невыплатой долга компанией «Шатим-С».

11:03
18 янв подробнее
Общество
От дивана до марафона: как начать вести активный образ жизни

Физическая активность имеет целый ряд плюсов: помогает справиться с эмоциональным напряжением, укрепляет мышцы, способствует нормализации работы внутренних органов и систем, помогает поддерживать нормальный вес тела.

13:14
12 янв подробнее
Актуально
Насколько эффективна работа системы судебных приставов на территории Ульяновской области?

На самом деле, судебный пристав — это не просто должностное лицо государственной службы, на которое возложены обязательства по исполнению судебных актов и контролю за их реализацией.

23:22
09 янв подробнее
Cпорт
Сила, сплочённость и будущее: Ульяновску нужен Дворец самбо

Самбо – это не просто спорт. Оно олицетворяет непобедимый дух российского народа, его силу и сплочённость. Ульяновская область уже долгое время занимает лидирующие позиции в России по реализации проектов, направленных на развитие самбо – как в молодёжной среде, так и в спортивной жизни региона в целом.

23:09
08 янв подробнее
Экология
Сможет ли губернатор навести порядок в сфере промышленного рыболовства на территории Ульяновской области?

На территории Ульяновской области, охватывающей акватории Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, расположено 18 рыболовных участков. Ещё в 2013 году прошёл конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства.

16:11
08 янв подробнее
Актуально
2025 год: мэрию Ульяновска не волнуют проблемы жителей посёлка Дубовая Роща. А приставы бездействуют?

Жители посёлка Дубовая Роща, который примыкает к городу Ульяновску, продолжают жить, словно в глухой провинции: дорог нет, а проблема с водоснабжением до конца так и не решена.

13:43
08 янв подробнее
Экология
"Жители Чердаклинского района обеспокоены: загрязнение воздуха от фабрики «Дариано»

И снова жители Чердаклинского района обеспокоены ситуацией с загрязнением атмосферного воздуха

.
13:11
07 янв подробнее
Экология
Хватит ли управленческой силы воли Алексею Русских навести порядок в сфере добычи песка?

Ситуация с реальным контролем работы лицензионных карьеров по добыче полезных ископаемых в регионе остаётся неизменной, а новые точки незаконной добычи строительных песков продолжают появляться.

19:20
24 дек подробнее
Коррупция73
Теневая бухгалтерия «УльГЭС»: жена Гитинасулова раскрывает шокирующие подробности

История с арестом Муртазали Гитинасулова, бывшего руководителя МУП «УльГЭС», и последующим ухудшением финансового состояния предприятия, наводит на серьезные размышления.

14:07
24 дек подробнее
Досье
Кто контролирует ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик"?
Практически все федеральные стройки, то есть объекты, которые строятся на федеральные деньги в рамках национальных проектов на территории Ульяновской области, сорваны. Возникает вопрос: а где у нас министр строительства? Именно он должен отвечать за строительство в регионе и контролировать ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик".
12:33
24 дек подробнее
Посмотреть все новости

Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности

OK