Инвестпровал «Ульяновска»: «особые» условия отъема бизнеса в портовой экономической зоне
В начале марта в региональном арбитраже пройдет очередное слушание по делу крупного инвестора ПОЭЗ «Ульяновск» – компании «Т1», принадлежащей бывшему депутату Госдумы Мухарбеку Аушеву. Все говорит о том, что дело будет долгим: к заседаниям подключают различные организации, требуется все больше документации и доказательств. А разобраться действительно есть в чем.
Портовые зоны, активно открывавшиеся по всей России, довольно быстро показали низкую эффективность, часть из них вынужденно закрыли. Несмотря на продемонстрированную несостоятельность, ульяновская зона еще существует, и кто получает от такой «работы» выгоду – вопрос интересный.
5 лет назад в ПОЭЗ «Ульяновск» с помпой приветствовали первого резидента – ООО «Technic ONE» (Т1). Гендиректор Т1 –экс-депутат Госдумы и бывший вице-президент «Лукойла» Мухарбек Аушев представил грандиозный проект. Он открыл складской комплекс класса «А» (как говорилось на сайте правительства в 2016 году, это «современное одноэтажное здание, строительство которого велось с соблюдением предписанных технологий и с использованием материалов высокого качества») с современным оснащением, позволяющим перегружать авиационные контейнеры непосредственно с самолетов, стоящих на перроне «Ульяновск-Восточного».
Инвестор неслабо вложился и строил наполеоновские планы. Да и кто бы действовал иначе? Резидентам предлагали настолько «вкусные» условия, что грех было не поверить обещаниям чиновников. И Аушеву, и другим бизнесменам предлагали налоговые преференции, сниженную арендную ставку и всяческие уступки. Шли навстречу, в общем, ради всеобщего радужного будущего. Поддерживали бизнес. Как говорил Аушев на открытии, «если бы мы остановили стройку, иностранные инвесторы вообще бы не поверили в будущее зоны». То есть со своей стороны Т1 делали все, чтобы особая зона заработала и привлекла других. На открытии присутствовали первые лица области, команда приближенных губернатора. Было и перерезание красной ленточки, и торжественные выступления, и красивые слова. Сегодня от них остались воспоминания да релиз на сайте правительства. А первого резидента продумано и планомерно ведут к банкротству, провалу и, весьма вероятно, продаже активов по бросовой цене.
Итак. Год 2016-й, Аушев открывает складской комплекс с офисными площадями и готовится построить крупнейший в стране центр ремонта, обслуживания и кастомизации самолетов с ангарным комплексом. По второй компании экс-депутата, также резидента ПОЭЗ – ООО «Терминал Западные ворота», проходит проект строительства терминально-логистического центра для совместной работы с различными предприятиями Китая и Европы, например, маркетплейсами. Последнего, к слову, в Ульяновске до сих пор нет, как бы ни бился инвестор. Даже привлечение к проекту ПАО «РЖД» не сдвинуло дело с мертвой точки.
Амбиции пришлось поумерить сначала из-за санкций – изначально Т1 собиралась работать с иностранной фирмой. «Technic ONE» пришлось взять на себя некоторые издержки и работы, искать отечественного партнера.
Проект сперва одобрил экспертный совет по портовым ОЭЗ, Аушеву на все «дали добро». Видимо, для галочки, потому что уже в 2018-м оказалось, что строить рядом с аэропортом «Восточный» авиационный ангар запланированной высоты нельзя. Помимо санкций перспективы «подпортила» и пандемия, вследствие которой рынок техобслуживания воздушных судов просел и изменился настолько, что выгоды от реализации проекта стали весьма сомнительными.
Инвестор решил перестроиться – сосредоточиться на железнодорожном терминале и отказаться от авиационной части проекта. Что выглядит логично: любой бизнес преследует целью извлечение прибыли, а бессмысленные вложения никому не нужны. Однако новое предложение не утроило экспертный совет. Вся благосклонность «бизнес-чиновников» вмиг куда-то испарилась: вместо того, чтобы договориться с инвестором, которого так любезно «заманивали» в регион, на компанию подали в суд. Требование – лишить Т1 статуса резидента и, соответственно, всех льгот.
Договориться у сторон, по всей видимости, не получилось. В комментарии «Ъ» первый замгендиректора «Technic ONE» Михаил Виноградов отметил, что аргументы компании о невозможности строительства ангарного комплекса из-за новых требований законодательства экспертный совет не устроили. Но и как-то по-другому решить этот вопрос правительство Ульяновской области желания не выразило.
Кроме того, в сети ходит письмо Аушева полпреду в ПФО, в котором инвестор рассказывает о неоднократных и весьма противоречивых предложениях продать оба имеющихся ООО. Настоятельные просьбы сопровождались внезапными проверками, уголовным делом и, как выражается бизнесмен, «массированным организованным давлением», что в совокупности больше похоже на банальный рейдерский захват. Будто кто-то вынуждает Аушева отказаться от долго выстраиваемого бизнеса, так удачно расположенного в особой зоне.
В своем обращении полпреду Мухарбек Аушев пишет:
«Мы получили письмо Минконкуренции УО с информацией об отказе Экспертного совета в поддержке бизнес-плана, несмотря на то, что данный бизнес-план полностью соответствует условиям действующего Соглашения, был построен полностью за счёт собственных средств Инвестора, имеет всю необходимую инфраструктуру, а также является единственным складским комплексом в логистической ПОЭЗ! Причины отказа в поддержке нам не сообщены. … Показательно, что более половины резидентов ПОЭЗ вообще не ведут никакой деятельности и не инвестировали ни единого рубля в капитальные затраты, однако Правительство УО решило расторгнуть соглашение только с этой компанией – действующим резидентом и оператором единственного складского комплекса в логистической ОЭЗ!»
Чиновники Корпорации развития и представители правительства парируют: мол, это Аушев не выполнил условия инвестсоглашения и мало вложился – вместо 2,5 млрд рублей всего 250 миллионов. Так говорил «Ъ» зампред экспертного совета Николай Зонтов, также занимающий пост замминистра экономического развития и промышленности Ульяновской области. Он отметил, что если бы не финансовый вопрос, Т1 получила бы одобрение на смену деятельности. Но миром решать дело чиновники не спешат, и на прошедшем судебном заседании представитель правительства настаивал на лишении компании статуса резидента. Более того – выступал против истребования материалов экспертного совета – вроде как нечего там смотреть. Что-то засуетились уважаемые министры и главы департаментов?..
Параллельно Т1 судится со службой судебных приставов. На складах компании хранится товар ООО «Сплав», который последняя активно хочет получить. Но не может: для вывоза груза со «свободной таможенной зоны», коей и является территория ПОЭЗ, требуются сертификаты, а их-то «Сплав» и не предоставил. Как не оплатил таможенные сборы, не обеспечил транспорт, не организовал выгрузку. Однако приставы по какой-то причине решили, что виноват во всем этом владелец склада. Еще один гвоздь в крышку гроба некогда перспективной Т1, сейчас едва держащейся на плаву.
Чем закончится история «Technic ONE», покажут время и суды, но то, что после такого скандала желающих разместиться в ульяновской ПОЭЗ станет на порядок меньше – несомненно. Чего добиваются господа чиновники – налоговых отчислений, рабочих мест и интереса инвесторов или собственного благополучия – каждый решит сам.
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Комментарии