БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Эх, как рванет! Нынче сказ наш о том, как ульяновские власти решили город взорвать. Бомбический механизм свалки, что рядом с селом Красный Яр, уже начал обратный отсчет. Только вот чиновников наших ничем не испугать, ведь не все еще попилено и распилено. Пока часики тик-так, власть пытается урвать последний кусок от остатков пирога, тем более, счет идет на сотни миллионов.
Дабы разобраться в мусорном деле и ничего не упустить, стоит отмотать время лет эдак на 13 назад. Именно тогда «бессмертный» депутат ульяновской городской Думы Валерий Безруков, по совместительству руководитель муниципального предприятия «Благоустройство Заволжья», решил малость деньжат срубить через конторку свою ООО «ПОЛИГОН», занимающуюся сбором отходов. Облюбовал он под это предприятие территорию аккурат близ села Красный Яр. Однако дело не спорилось. Администрация Чердаклинского района оказала сопротивление, отказавшись подписывать документы, легализующие работу свалочного полигона.
Здесь позиция районных чиновников вполне объяснима. Ведь территория исторически и экологически значимая. Так, например, поселение Красный Яр и прилегающие к нему земли отнесены постановлением СМ РСФСР от 04.12.1974 к федеральным памятникам, археологические объекты которых датируются минимум бронзовой эпохой, то есть II тысячи лет до н.э.. Кроме того, красноярская территория входит в состав «зеленой зоны» акватории реки Волги.
Остановило ли и это господина Безрукова? Нет, конечно. Пользуясь своими непререкаемым тогда еще авторитетом, связями и мандатом депутата, бизнесмен продавливает-таки решение отжать означенные земли у Чердаклинского района. Так, территория красноярской свалки оказалась в составе муниципального образования город Ульяновск. И поезд тронулся. Здесь стоит вспомнить депутатский девиз Безрукова, с которым он ходил на выборы, как истинный благоустроитель: «Забота о чистоте города – дело каждого!». И ведь заботился, как мог, не жалея живота своего, в меру личного понимания процесса. В общем, во имя ли борьбы за чистоту Ульяновска, али во имя чего еще, запыхтели самосвалы в такт похоронному маршу уникального памятника земли симбирской, погребая его под отходами все глубже и шире. В общем, дело спорилось.
Жизнь, однако, штука такая, как бы человек не пыжился и не напрягался, а по своим местам рано или поздно все одно все расставляет. Звезда возмездия вспыхивает, по обыкновению тогда, когда ее не ждешь. Участь сея постигла и безруковский полигон вместе с его хозяином. Страстное желание оприходовать красноярскую территорию во что быто ни стало, сыграло с депутатом злую шутку. В самый разгар свалочного дела вдруг вышел Федеральный Закон, срубивший мусорный бизнес под корень. В документе том судьбоносном черным по белому было сказано: объекты размещения отходов не могут находится на территории муниципального образования. Свалку закрыли.
Как только полигон «Красный Яр» перестал приносить в карман-казну Валерия Дмитриевича денюжку, он про него благополучно забыл. Закрыли и закрыли. Хотя, вроде бы не ту-то было. Опять же по законам Российским, собственник мусора, в данном случае, господин мандатный депутат-благоустроитель, несет ответственность за свой мусор до конечного его уничтожения. Так встал вопрос о рекультивации свалки. Как встал (вопрос), так и лег. Красноярский нужник оказался никому не нужен, это при живем-то хозяине-прародителе! Свалку теперь попытались придать забвению все. Она же, в свою очередь, зловредна вонючая, память свою праху предать не позволила негодяям! Красноярский полигон возглавил ТОП ульяновских ЧП-сводок, прочно утвердившись в своих скандально-лидирующих позициях. Мусор с завидной регулярностью начал самовозгораться, отравляя газами все живое на десятки километров вокруг. Заголовки местных СМИ то и дело пестрили: ««Ароматы» горящей свалки», «В Красном Яре загорелась свалка», «Красный Яр просит объявить режим ЧС» и т.п.
Комментирует советник губернатора по экологическим вопросам, заслуженный эколог области Лев Левитас:
- Действительно полигон горел постоянно и горит по сей день. Возгорания происходят за счет химико-биологических процессов, в результате которых выделяется свалочный газ, состоящий на 98% из метана. При таких раскладах, любая стекляшка, от которой отразился солнечный луч сразу становится злостным «поджигателем». Я тему эту начал поднимать и бить тревогу одним из первых, еще лет восемь назад, без устали на всех площадках призывая ответственных людей принять неотлагательные меры. Однако, как не печально это признавать, услышать меня не захотели. Правда, был у нас такой глава администрации города Гаев Алексей Владимирович. Он меня позвал в бытность свою и говорит: «Помогите. Надо что-то делать с полигоном!». Ну, а что с ним сделаешь? С кондачка проблему не решить. Прежде, чем приступать к работам, отходник необходимо обследовать тщательно. Вся дело в том, что при горении мусора в глубинах свала образовываются пустоты, в которые просто может провалиться техника, еще хуже погибнуть люди. При этом опасность кроется и в том, что никто не знает, что вообще внутри этого кургана творится. Об этом я и сказал Гаеву. В итоге мне было поручено найти компанию, которая готова провести исследование безруковоской свалки. Я нашел. Цена работ тогда, пять лет назад, составила 1,5 миллиона рублей. Скажу, не такие большие деньги по сравнению с тем, что требуется вложить сегодня. А уж, если принимать во внимание безопасность людей, то вообще очень даже приемлемая сумма. Но…Гаева «съели», а пришедшие ему на смену городские чиновники заявили, мол, отродясь таких средств не было у нас, а искать возможности финансирования проекта тоже никто не захотел. В общем, послали меня с моей инициативой куда по дальше. Откровенно говоря, если бы Алексей Гаев остался при должности и на его место у руля не пристроился бы Панчин, то полигона в Красном Яре уже не было бы. А так, в очередной раз, после очередного возгорания в срочном порядке собрали очередной совет по инициативе тогда Палаты справедливости с участием МЧС, пожарных, экологов. Помню, ребята пожарные жаловались, типа, вот мы тушим-тушим, поливаем-поливаем, свалка же все горит и горит. Я тогда спросил: «А чем тушите-то?». «Как чем? Водой!», - ответили мне. Ну, ребята-профессионалы, кто же газ водой тушит! Представьте, что происходит: льется вода, влажность увеличивается, процессы брожения ускоряются, газа начинает выделяться больше. Получается, что в сею минуту огонь сбили, а проблему не только не решили, но усугубили. За этим разговором дело опять и встало.
В один раз, пока чиновники думы-думали, полигон загорелся масштабно, подбадривая их в размышлениях едким дымом, добравшимся аж спальных кварталов Заволжья. Помнится, тогда сам губернатор Морозов выезжал на место ЧП. Ух и разозлился глава люто, повелев в срочном порядке решить проблему красноярской свалки. Наши чиновники под козырек волю руководителя приняли и тут же забыли, или забили. Оно и понятно, кому охота ковыряться в мусоре, да еще и в убыток. Навару-то с этого кургана теперь никакого, одна головная боль.
Что ж, раз радикальные меры в отношении свалки никто применять категорически не желал, решили наши экологи пойти путем альтернативным. Так, ульяновским властям был предложен компромиссный выход из ситуации: установить по периметру свалки систему газоотвода. В принципе, никакого инновационного содержания в этом предложении не было уже тогда, а сегодня это вообще естественная норма при формировании любого полигона, но и этот конъюнктив не восприняли всерьёз. Точнее сделали вид, что его не было и делов-то!
Тогда возникла идея частично полигон разобрать, а именно извлечь из свалки полезные фракции и…опять мимо. На этот раз по банальной причине: среди мусора не оказалось ничего годного к вторичной переработке. Тупик.
На счастье ульяновских борцов за утилизацию свалки «Красный Яр» было положено начало программам национальных проектов, среди которых значится и «Чистая страна». Так, в 2017 году забрезжила надежда.
По расчётам на рекультивацию полигона федералы готовы были нам выделить без малого 600 миллионов рублей, естественно, на определенных условиях. Они просты и традиционны: мы (то есть регион) вкладываемся в проведение исследовательских работ и разработку ПСД (проектно-сметной документации), цена которых примерно 18-20 миллионов рублей.
Рассказывает Лев Левитас:
- Нужно было торопиться. Иначе никак. Красноярская свалка, по сути своей, бомба замедленного действия, когда сработает этот механизм, никому не известно, но то, что он обязательно сработает при дальнейшем попустительстве в решении этого вопроса – точно. Рванет, поверьте, на славу! Но, как обычно, все пошло не так. С таким техническим заданием, которое разработали наши ответственные чиновники, мы ни в какой нацпроект не вошли, нас развернули еще у входа. Вот так вот, столько проделано работы, такие усилия приложены нынешней и.о. руководителя Минприроды Ульяновской области Гульнарой Рахматулиной, чтобы договориться, донести на самом высоком уровне важность наших намерений и их серьезность, согласовать участие региона с его дальнейшим включением в план финансирования, а в итоге, из-за чьих-то ошибок на грани глупости, все по бороде, все впустую! Радует в этом свете и все еще дает надежду тот факт, что Ульяновской области все же дали второй шанс. Теперь ошибки быть точно не должно!
Думаете, ответил кто-нибудь за это безобразие? Ага, «щас» прям! Зато, как расстарались-то местные проправительственные СМИ, уж как расстарались, выпуливая один заголовок лучше другого: «Миллионы в мусор!», «Красноярскую свалку Валерия Безрукова готовят к рекультивации», «Мусорную свалку в Красном Яре рекультивируют за счет федералов!», ну, и так далее. Особенно понравилось название: «Закрытый полигон в районе Ульяновской области рекультивируют в 2020 году»! Это при том, заметим, что на утилизацию свалки в самом идеальном варианте потребуется не менее двух лет, не считая времени ожидания федеральных денег, а также времени, которое теперь требуется на подтирание собственной «неожиданности».
Между тем, за безруковоской свалкой на безвозмездной основе следят совершенно другие люди, не без усилий которых в этом году мы еще ни разу не слышали о ЧП на полигоне.
Говорит управляющая компаний ООО «УК Экостандарт» Ольга Марьева:
- Мы вынуждены вести регулярное наблюдение за свалкой у села Красный Яр. Объект находится непосредственно вблизи нашей территории. Если что случится, огонь может перекинуться и к нам. Потому мы, естественно, малейшую опасность пытаемся предотвратить. Но долго в одиночку нам не сдюжить. Уж слишком масштаб и запущенность велики.
Примечательно, что те же самые трубачи чиновничьего героизма в борьбе за движение «Чистого Красного Яра», заплевали обмишурившихся функционеров тут же и сразу, как только стало известно, что помощи от федералов мы не получим. Типа, вот они такие-сякие, профукали 600 миллионов денег! Выговор им и народное фи! Пошумели-пошумели, да утихли.
Справедливости ради стоит отметить, что ни один представитель контролирующих органов, уполномоченных за свалкой бдеть, прокомментировать сложившуюся ситуацию с аффилированным депутату Безрукову полигоном не решился. Оно и понятно, тем-то взрывная, до «ароматная», ударной волной коли накрывать будет, то всех и сразу.
К слову, о главном массовике-затейнике всего этого мусорного дела-беспредела депутате-благоустроителе с его призывом «Сделаем город чистым!» Валерии Безрукове никто и не вспомнил даже в этой истории, а надо бы. А то ведь, как оно получается, дел натворил, бабок заработал и в кусты, мол, отдувайтесь, люди добрые, сами, как хотите. Не справедливо! Потом спрашивают: что ж это так ульяновцы местный бизнес не жалуют. За что его любить-то? Вот он Безруков: деньги отмыл, а теперь типа не при делах. И самое смешное, за работу свою и дела мусорные одарен сей господин почетными грамотами от регионального министерства развития и благодарственными письмами правительства Ульяновской области не одноразово. Она как!
Любопытно еще одно, только ответственность за делишки перед носом мандатного бизнесмена заколосилась, фирма его ООО «ПОЛИГОН» тут же вступила на кривую дороженьку банкротства. На день сегодняшний компания полностью и окончательно свое существование прекратила, тобишь ликвидирована 20 апреля 2020 года (подробнее здесь: sevem.pro/company/poligon-328qo). Концов теперь не сыскать. Так-то вот оно так, пока одни отдуваются, другие сдуваются. Здесь невольно вспоминается недавняя и так же незавершенная история с безруковским коллегой, еще одним ульяновским провластным бизнесменом Наилем Алимовым и его проворовавшимся «Западом» с кинутыми на десятки миллионов рублей дольщиками. Алимов воровал, а дома достраивать за счет бюджета будут. Все как под копирку.
В этом свете возникает вопрос: может пора задуматься, да спросить с супостатов Алимовых, да Безруковых, да иже с ними по всей строгости закона? Иначе, простите, по всему выходит, господа обкакались, а попку им за народный счет подтирают, да еще по головке гладят, мол, не расстраивайтесь, все будет хорошо.
Тем временем, часики-то у мусорной бомбочки тикают: тик-так, тик-так…Тфу, тфу, тфу!
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Комментарии