Кладбищенские будни ульяновских покойников
Тема кладбищ и их благоустройства в свете последних событий приобретает особую актуальность. Так, по данным счетной палаты РФ, естественная убыль населения в этом году продолжится — пятый год подряд. Более того, увеличатся темпы этого вымирания по сравнению с предыдущим годом. Ранее схожие прогнозы давали Росстат и правительство РФ. Естественная убыль населения с января по август 2020 г. составила 346,9 тысяч человек — это выше чем за весь прошлый год (317,2 тысяч).
- То, что так будет, было понятно еще лет 20 назад, - прокомментировала цифры старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Наталия Чистякова. - Существует возрастная структура населения. Население по группам возрастов представлено неравномерно. Это возникло еще со времен первой мировой войны и последующих катаклизмов, и породило последующие волнообразные всплески и падения рождаемости. Возьмите послевоенный бэби-бум — 1950 год (плюс-минус 3-5 лет) и прибавляйте по 25-30 лет — это и будут периоды подъемов рождаемости. У нас в России это примерно 2005-15 годы.
И на это еще наложилась активная государственная политика в области рождаемости. На свет появились не только «обязательные» единственные дети, но и вторые, и третьи. Если к прогнозируемым цифрам смертности добавить еще и печальную динамику убыли населения в результате ковидного смертокоса, получаем удручающие данные. Хотя, как говорят одни эксперты, в продолжительном периоде коронавирусные покойники роли особой не играют, поскольку как таковой «зачистки» по численности именно по этой причине не произойдет. Другие же спецы, напротив, уверяют, еще как играют ковидники на данных статистики, аргументируя свою точку зрения тем, что в активной фазе зараза будет бушевать еще в ближайшие 3-5 лет.
Как бы то ни было, аукнется сей демографический антибум и на Ульяновская области, которая год от года будет пустеть. В частности, объявлено, что уже к 2023 году население региона сократится на 23,6 тысячи человек - с 1 млн 229 тысяч до 1 млн 206 тысяч. Причем, на фоне повышения коэффициента смертности, понизится коэффициент рождаемости, а вместе получит скачек вверх и показатель естественной миграции, то есть ульяновцы просто побегут из Ульяновска в поисках лучшей жизни.
В принципе, обнищание человеческого потенциала в нашем регионе ждать придется не долго, оно так-то уже началось. Например, в сентябре 2020 года Росстат зафиксировал в Ульяновской области более чем 35% рост смертности по сравнению с сентябрем 2019 года.
В общем, как не крути, а без кладбищ нам в ближайшие годы никак нельзя. Вот и Димитровград задумался и ускорился в процессе обустройства нового погоста в районе Тиинского шоссе. Хотя, стоит сказать, вопрос об организации территории под новые захоронения стоит в городе атомщиков уже давно. Однако, как это бывает часто у нас, резина тянется по сей день. Так, кладбище планировалась открыть для новых постояльцев уже в текущем, 2020 году. Мэрия Димитровграда еще к 1 сентября должна была обустроить более 2,5 тысяч новых мест для могил. В итоге, даже предварительные итоги решения вопроса смогли продемонстрировать лишь в начале ноября.
В Ульяновске, конечно, дела обстоят с этим вопросом немного лучше, правда, только немного. Погост есть, вот только обустраивать его никак не торопятся, или же не хотят. Пробраться к родственникам, например, захороненным на территории нового ишеевского кладбища фактически невозможно.
Жительница Ульяновска обратилась в нашу редакцию за помощью, с просьбой озвучить проблему и посодействовать решению вопроса благоустройства новых захоронений. Супруг пожилой женщины недавно обрел вечный покой. У пенсионерки никого более на этом свете не осталось. Единственная радость, как это не цинично звучит, проведать мужа на могилке. Только вот и это становится несбыточной мечтой, сетует женщина.
Мы решили выяснить: почему же человек не может попасть на кладбище. Погода благоприятствовала самой непредвзятой инспекции. Добравшись до северного ульяновского погоста на маршрутке, мы протопали достаточное расстояние пешком и уперлись в непролазную грязь. Ноги просто вязли в липкой земле, того и гляди норовящей утащить побратимом в одну из могил. Последних, к слову, здесь видимо-невидимо. Мертвый город растет быстрее живых новостроек. Жутко даже днем, и дело не в количестве покойников, а в неухоженности и царящей здесь безнадеги. И вроде бы лежат новые обитатели в рядок один за другим, а потеряться живому все равно легко: ни дома тебе, ни улицы. Да и глушь...случись что, помощи не дозовешься.
По всему выходит: не жили комфортно, так и помирать нечего благоустроено.
«Вот почему у нас так? Всю жизнь эту грязь месишь, так, что устанешь, только она и после смерти тебя преследует. У нас ни живым, ни мертвым покоя от разрухи нет. Никак в толк не возьму, проклятье что ли на нашем народе какое. Может порчу кто навел?» - вопрошает вдова. – «Так посмотришь на все это, да и помирать раздумаешь. Будь у нас крематорий, лучше сжечь себя б завещала, чем вот так. Только и до него уж не доживу, наверное, как не старайся. Все обещают и только».
Кстати о крематории. Напомним, первые подвижки в возведении ритуального объекта начались еще в 2014 году. 2 года спустя, 25 июля 2016 года предприниматель Сергей Шипилов зарегистрировал ООО «Ульяновский городской крематорий». В марте 2017 года было озвучено, что ритуальный комплекс решено возводить возле Заволжского кладбища и даже представили проект. Крематорий должны были построить перед въездом на кладбище на участке земли площадью в 0,62 га. Кроме этого предполагалась, что колумбарий (хранилище урн) будет возведен непосредственно на территории Заволжского кладбища. Рядом по проекту планировалось построить прощальный зал и специализированные точки торговли. В 2017 году обещали, что крематорий на Заволжском кладбище будет построен в 2018 году, однако спустя 2 года ничего не изменилась, упомянутый участок земли так и продолжает пустовать, строительные работы не ведутся. Все просто, денег нет. Хотя, стоит отметить, при разгуле нынешних инфекций, в том числе и COVID, крематорий уж очень актуальный ритуальный объект, только пока остающийся в категории неосуществимых.
В то же время, обустроенность и доступность традиционных территорий захоронения – кладбищ, вещь вполне себе реальная.
Помнится, было дело ульяновские власти, в частности, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами взялись вроде за «мертвецкое дело» споро и даже объявили в 2012 году провести о начале описи могил, в результате которой должна была появиться соответствующую карту, дабы легче было живым находить мертвых. Перепись ушедшего на покой населения таки осуществили, а вот с электронной картой что-то не заладилось. Видимо потому, что, возвращаемся к теме, ни домов нет, ни улиц на кладбище до сих пор. 120 га, занимаемые усопшими ульяновцами в северной части города так и не проадресованы. О дорогах, коих на погосте свыше 40 км и говорить не приходится.
Понятное дело, при таких раскладах, скромная просьба жителей сделать автобусную остановку на территории непосредственно самого некрополя, и вовсе звучит сюрреальной. Между тем, право на достойную жизнь никто не отменял, а достойный покой человеком заработан, заработан не малый приход на его смерти и ритуальщиками. Так не пора ли поделиться с покойниками, господа предприниматели и чиновники, и, наконец, благоустроить городские кладбища, как подобает по букве закона человеческой морали, ну, так, в знак благодарности за стабильный и прибыльный бизнес, который, судя по статистике очень даже процветать будет в ближайшие годы.
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях. Также мы передаем информацию о ваших действиях на сайте в обезличенном виде нашим партнерам: социальным сетям и компаниям, занимающимся рекламой и веб-аналитикой. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с политикой конфиденциальности
OK
Комментарии 2